10 (самых важных) рекомендаций по проектированию дорог для велосипедистов

1. Велосипедисты важны. Планировка дороги должна показывать, что велосипедисты являются по меньшей мере такими же важными участниками дорожного движения, как автомобили. При этом у велосипедистов должны быть дополнительные преимущества в виде более прямолинейных маршрутов и, где возможно, приоритета движения.

2. Реальный пользовательский опыт. Почуствуйте потребности велосипедистов на своей шкуре: проедьте по проектируемому маршруту на велосипеде в разные дни, в разное время. Не забывайте в ходе проектирования консультироваться с теми, кто уже ездит по этому маршруту и с потенциальными велосипедистами.

3. Целевой пользователь. Дизайн должен быть привлекательным и удобным для неуверенных пользователей — например, для 12-летнего ребенка или для взрослого новичка. Но при проектировании нельзя пренебрегать существующими пользователями. Необходимо учитывать и потребности более уверенных и продвинутых велосипедистов. Если продвинутые велосипедисты предпочитают не пользоватся новой велодорожкой, для них нужно создать удобные условия каким-то другим образом.

10 (самых важных) рекомендаций по проектированию дорог для велосипедистов4. Дизайн должен соответствовать программам обучения, подкреплять принципы, заложенные в национальные стандарты подготовки велосипедистов — в частности, основную и второстепенную позиции движения.

5. Велосипеды — транспортные средства. Учитывайте их пространственные требования, маневренность и скорость движения при проектировании любой дорожной инфраструктуры, не только велосипедных дорожек.

6. Велосипеды приводятся в движение мускульной силой. Сведите к минимуму затраты энергии, вызванные остановками, подъемами, резкими поворотами и т.п. От велосипедистов, едущих по веломаршруту, никогда не следует требовать, чтобы они спешивались.

7. Выделите пространство для велосипедистов. Везде, где разделение трафика целесообразно, оно должно производится за счёт перераспределения пространства проезжей части. Отнимать пространство у пешеходов, уменьшая ширину тротуаров или пешеходных дорожек — крайнее средство.

8. Успокойте трафик. Объём и скорость автотрафика, доля грузовых автомобилей в потоке и возможность уменьшить какие-то из этих показателей определяют необходимость выделенной велодорожной инфраструктуры на данном участке улично-дорожной сети и задают условия для выбора того или иного решения — велосипедной дорожки или полосы.

9. Последовательность и качество. Последовательное обеспечение качественной инфраструктуры (включая дорожную разметку, знаки и указатели) по всему маршруту и особенно на обоих его концах — существенное требование. Планируемый маршрут должен удовлетворять пяти ключевым требованиям: он должен быть связным, прямолинейным, безопасным, удобным и привлекательным. В первую очередь необходимо решить наиболее сложные с технической точки зрения проблемы, чтобы впоследствии маршрут не оказался разорван. При проектировании нужно учесть необходимость в последующем обслуживании, и стараться свести к минимуму эксплуатационные расходы. Позаботьтесь и о том, чтобы маршрутом можно было эффективно пользоваться в темное время суток и в плохую погоду.

10. Поведение других участников движения. Учитывайте реальное поведение всех участников движения; в том числе и то, как пешеходы и водители могут взаимодействовать с велосипедистами и наоборот.


Это советы из сустрансовского руководства по проектированию велодорожной инфраструктуры. Sustrans — это британская общественная организация, продвигающая “устойчивый транспорт”: пешую ходьбу, велосипед, общественный транспорт. 

« Перейти к списку