Родстеры

Родстер, известный также как Английский родстер — тип велосипеда, некогда популярного в Британии и очень распространенного до сих пор в странах Азии, Африки, в Дании и Нидерландах. Однако, в последние годы традиционные родстер-байки завоевывают популярность в США и других западных странах, особенно в качестве модного атрибута.

Дизайн и модификации.

Классический английский родстер имеет паяную раму, высокий руль, одно- или трехскоростную систему Sturmey Archer с планетарной втулкой, защиту цепи, крылья, шплинтованные шатуны, колеса размером 28 x 1½ , обода Westwood и часто динамо-машину Sturmey Archer. Родстеры прежде всего должны быть прочными, так что вопрос о снижении веса никогда не поднимался, обычно родстеры весят 20-23 кг. Часто они используются полицейскими и сельскими почтальонами. Интересно, что женские модификации этих классических велосипедов редко называются родстерами.

Так называемый «Английский родстер», используемый в Европе, в основном в Дании, Германии и Голландии, имеет, в отличие от истинно английских моделей, более высоко поставленный руль для более вертикальной посадки и часто имеет барабанные тормоза.

 

Женская модификация.

Женская версия родстера появилась примерно к 1890-му году. Она, в отличие от мужской модификации, имела раму Opoefietsсо скошенной верхней трубой, чтобы женщины в платьях и юбках могли свободно садиться и слезать с велосипеда. Ещё на них устанавливается специальная защита на заднее колесо, которая не позволяет платьям попадать в спицы во время езды. Как и на обычных родстерах, рамы для женских модификаций делались из стали и посадка была такая же прямая.

Несмотря на то, что с течением времени женский родстер потерял популярность в Англии и других западных странах, он до сих пор широко распространен в Нидерландах: именно поэтому эти велосипеды часто называют «голландскими». На голландском он называется Omafiets (бабушкин велосипед). Классический Omafiets повторяет дизайн классического женского родстера и оснащается односкоростной системой, колесами 28 x 1-1/2, рамой черного цвета, защитой на заднее колеса и крыльями (со светоотражающей наклейкой на заднем крыле).

Современные варианты могут быть выкрашены в любой другой цвет, иметь алюминиевую раму, барабанные тормоза и планетарную втулку, но в любом случае дизайн и геометрия велосипеда остаются классическими. По-голландски мужской вариант родстера называется Opafiest (дедушкин велосипед) или Stadfiest (городской велосипед).

Спортивные родстеры.

Спортивная вариация на тему родстера обычно имеет более легкую раму, подседельную трубу, установленную под более острым углом, верхнюю трубу с углом наклона 70-72 градуса, удобный прямой руль, крылья и от 3-х до 5-ти скоростей. Некоторые из них имеют колеса размера 26 x 1⅜, более низко расположенную каретку и вес около 16-18 кг. Именно эти велосипеды в США ошибочно называли гоночными английскими (English Racer).

Club Sports.

Полугоночные модификации родстеров были выдающимися машинами для своего времени и получили своё название из-за того, что дизайн их был во многом основан на профессиональных спортивных велосипедах. Такие велосипеды обычно имели рамы Reynolds 531, узкие сёдла, педали с туклипсами, от 5 до 15 скоростей, алюминиевые обода. Некоторые из них оснащались довольно экзотическими в то время втулками Sturmey Archer. Но многие Club Sports были односкоростными с флип-флоп втулкой, которая могла использоваться как фикс-фтулка, либо же как фривил.

История.

С начала 20-го века и до окончания Второй Мировой войны родстеры составляли большую часть велосипедного рынка Великобритании и Британской Империи. В течение многих лет после появления мотоцикла и автомобиля велосипеды оставались основным средством передвижения. Основными производителями в Англии были Raleigh, BSA, Carlton, Philips, Triumph, Rudge-Whitworth, Hercules, Elswick Hopper.

В США родстеры начали завозиться после Второй Мировой Войны и назывались Английскими гоночными велосипедами (Englsih Racers). Довольно быстро взрослые переключили свое внимание с круизеров, более подходящих молодежи, на родстеры. Не являясь гоночными велосипедами, они лучше подходили для езды по холмам благодаря более легкой раме, колесам большого диаметра, узким шинам и наличию нескольких передач. В конце 1950-ых в США появились производители, запустившие собственные версии родстеров.

В Британии спрос на родстеры начал заметно снижаться в 1970-ых, когда начался бум на легкие (12-15 кг) велосипеды, которые представляли собой немного модифицированные версии гоночных велосипедов того времени.

В 1980-ых британские велосипедисты начали пересаживаться с сугубо дорожных велосипедов на вседорожные, например, горные. Их прочные рамы делали такие велосипеды очень практичными и постепенно горные велосипеды заняли нишу, некогда принадлежавшую родстерам. Таким образом, к 1990-му году родстер как таковой почти исчез с велосипедного рынка, хотя за год было продано 2.8 млн велосипедов, почти все из которых были либо горными, либо спортивными.

Родстеры в современном обществе.

Во многих странах мира родстер и сейчас остается самым распространенным типом велосипеда для ежедневных поездок. Выпускаемые в Азии модели продаются в огромных количествах по всему миру, а, например, китайский Flying Pigeon признан самым популярным транспортным средством в мире. Благодаря относительной дешевизне, прочности стальной рамы и вилки, которые в случае необходимости можно починить сваркой, способности перевозить достаточно тяжелые грузы эти велосипеды можно часто встретить в развивающихся странах, особенно в сельской местности. В некоторых регионах Восточной Африки родстеры именуют «Черная мамба», там их используют в качестве такси.

Linus RoadsterТрадиционные родстеры уже в 1950-ых годах начали стремительно устаревать в западных странах, кроме Нидерландов и Бельгии и некоторых других регионов северо-восточной Европы. Однако, сейчас они снова становятся популярны как раз в тех самых странах из которых они исчезли. Дело в том, что велосипед возрождается как эффективный городской транспорт и именно родстер с его высокой вертикальной посадкой и способностью перевозить покупки из магазинов оказался наиболее удобным вариантом. В Великобритании есть много производителей, которые выпускают обновленные версии родстеров, например, Pashley. Так же представлены и производители континентальной Европы, такие как голландские Royal Dutch Gazelle. Эти велосипеды очень популярны среди студентов, особенно в Кембридже и Оксфорде, да и на улицах других городов, включая Лондон, родстеры теперь не редкость.

« Перейти к списку